пятница, 2 декабря 2016 г.

Понты XVIII-го уровня

В названии я описался, но исправлять уже не стал. И могу объяснить почему. Но, давайте всё по порядку...

Интересоваться классическим искусством, как утверждают некоторые образованные граждане, очень любопытно и расширять свои познания о том, как жили до нас, тоже неплохо. Приятно блеснуть эрудицией перед какой-нибудь симпатичной девушкой, и вы, и она сразу же зауважаете самих себя. Но, к сожалению, более вдумчивое приближение к классике может также и навевать некоторую печаль. Печаль о том, что «ничто не ново под луной». К таким же печальным мыслям пришел и я рассматривая семейные портреты, написанные европейскими художниками изящного XVIII-го века. 

Familie Timmermann by, Johann Heinrich Tischbein the Elder, 1758

Глядя полотна художников XVIII-го века, на которых изображены благородные семейства Европы, заметил я, что на некоторых из них, можно заметить чайные приборы, зачастую около или в руках женской половины. В картинах XVIII-го века можно найти достаточно много работ, посвященных чаепитиям. Но здесь история несколько другая. Основная мысль у семейного портрета всё-таки изобразить друзей и родственников Кролика родных и близких заказчика, а родным и близким предстать в наилучшем виде. В конце концов, портреты пишут не каждый день, это достаточно дорогое мероприятие. Поэтому старались одеться получше и предъявить зрителю самое важное. Тем интереснее то, что самым важным люди считали фарфоровую посуду из Китая. Даже не посуду, а целый сервиз. 

The Cromwell and Thornhill Families Taking Tea by Charles Philips, c. 1730

Вот на семейном портрете Чарльза Филипса дама сидит за столиком, на котором выставлен целый фарфоровый сервиз, и не похоже, чтобы оба семейства собирались пить чай. 

The Cust Family (with faithful hound), 1741, by Enoch Seeman the younger

На картине Еноха Зеемана теперь уже две дамы справа сидят за чайным столиком. Остальные их родственники просто позируют художнику. 


The Wollaston Family, William Hogarth

Еще один семейный портрет Уильяма Хогарта также показывает собрание благородных мужей и дам, не просто тупо напивающихся элитным 50-летним шотландским виски. Все сидят чинно и благородно с чайными чашками в руках, а дама слева с хорошей осанкой заваривает и подает чай родственникам. 


Jonathan Tyers and his Family by Francis Hayman, 1740


The Gasciogne Family, Francis Hayman

На двух портретах Френсиса Хэймана благородные семейства сидят вокруг чайного столика. Причем дама семейства Джонатана Тайерса еще и заваривает в исинском чайнике. Такая же история и на последующих двух картинах. 


The Samels Family, by Johannes Eckstein, 1788

Аналогии с сегодняшним временем проводятся без особого труда. Китайский чай и посуда были только для избранных особ, одаренных большими деньгами. Конечно, они считали для себя приобщение к чайной церемонии и заморским диковинкам высшим достижением в своей жизни. В наше время такой публики (звёзды разные, мажорские дети, любовницы (любовники) олигархии, и прочие овладевшие лавэ или говоря по-русски либеральными ценностями) стало еще больше. И фотографируются (портреты дело долгое и муторное) они со всем подряд и взасос: с своими машинами, яхтами, домиками в Майами и на Рублевке, с черной икрой, и со своим новым яблофоном в голом виде перед зеркалом, естественно). 


Jacob Denner The Denner Family

Не понимают бедолаги, что есть большая разница между ними и благородными семействами Старого и Нового Света. Что их «Хаммеры» и «Феррари» (не говоря уж про айфоны со стразами) стоят дешевле, чем чай или посуда того времени. И дело даже не в цене. Чая и посуды в то время было намного меньше, делались они намного тщательнее и всё вручную. И порой люди платили за чайный сервиз больше денег, чем за «Панамеру», собранную турками, из московского автосалона. Да и дамы вели себя намного достойнее с этими чайными наборами, так как времена и воспитание не позволяли раскинуться на столе с двумя исинскими чайниками в вытянутых руках, чтобы сделать очередной селфик. 

Porträt Familie Borris, Anton Wilhelm Tischbein

Для сравнения можно взять парочку других семейных портретов двух художников известной немецкой династии Тишбейнов. Ни на верхней, ни на нижней серебряные чайники так на первый план не выставляются. Иными словами, «хоть на фарфор заграничный денег еще не заработали, но чаек себе позволить можем». Это кстати, уже конец XVIII-го века, и скорее всего, фарфора навезли нормально и он слегка подешевел. Так что кичится им стало не с руки. 

The Artist's Family. by Johann Anton Tischbein. 1779 

Подводя итог, можно прийти к двум совершенно не новым и не оригинальным базовым выводам, что были в начале этой заметки. «Ничто не ново под луной» - селфикам на фоне субъективно значимых ценностей точно не меньше 300 лет. И «люди ни фига не меняются», радуются своим игрушкам, которые никто и не хранит как семейную реликвию, а выбрасываются, когда они начнут надоедать. Так что и тем благородным семействам XVIII-го века, а уж нашим-то современным прожигателям либеральных ценностей и подавно, еще очень далеко до понтов 18-го уровня. И если за знатные семейства можно не беспокоиться — они уже по известным музеям висят (миссия по понтам выполнена). То давайте пожелаем нашим современникам на «Ламборджини» добраться хотя бы до уровня благородных дам и господ изящного XVIII-го века!

Комментариев нет:

Отправить комментарий