четверг, 27 октября 2016 г.

О чае как статусном продукте в школьной классике

Дети растут и приходится снова поворачиваться лицом к школьной программе. То есть перечитывать. И вот, когда перечитывал "Капитанскую дочку" Пушкина (события которой происходят в 1773 году), обратил внимание, что герои пьют чай практически в каждой главе. Хотя и говорится, что чай считался напитком для дворянского сословия (Пугачев отказывается от чая, прося вина, объясняя, что "чай - не наше казацкое питие"). Но в тоже время комендант Белогорской крепости Миронов постоянно угощает Гринева чаем, хотя у него из крепостных была только одна девушка, в то время как у папы Гринева триста душ, и понятно, что Гриневы могли себе позволить пить чай, возможно, даже хорошего качества. Мог ли такое же себе позволить бедный военнослужащий? Да и вообще могли ли пить чай простые люди? Хотя бы иногда?

Стоит посмотреть историческую статистику, что уже к середине 18 века ежегодный ввоз чая в Россию был свыше 30 тысяч пудов в год или почти 500 000 кг. Вроде бы количество большое. А численность дворянства составляла не более 1%  ото всего населения. Вроде бы тоже немного.  И от 20 миллионов населения Российской империи дворян получается не более 200 тысяч душ. Но если сделать пару несложных математических операций, то на одно лицо дворянского сословия выходило по 2,5 кг чая, что в принципе, физиологически нормально. В смысле выпить можно (Вон турки употребляют по 4 кг чая в год, и не жужжат).  Сегодняшнее потребление чая в РФ несколько ниже,около 1,5 кг в год на человека, так как в меню каждого в наше время есть масса других безалкогольных напитков. Вывод, к сожалению, таков, что чая ввозилось ровно столько, сколько его мог употребить правящий класс, как основная целевая аудитория.

Также цена в 10-15 рублей за фунт явно не давала выпить чаю простому люду. Напиток был признаком статуса. И обычный человек только к середине 19-го века мог поучаствовать в русской чайной церемонии. До этого мог только нюхать ароматы в барской гостиной. Пушкин очень четко показал это классовое деление опосредованно и всего лишь через один чай. Другие продукты больше так часто и в таком ракурсе просто не упоминаются.

Также стоит упомянуть о "реестре барского добра" поданного Пугачеву от слуги Гринева Савельича на 85 рублей без малого. Он также просит возместить Пугачева за "погребец с чайною посудою на два рубля с полтиною..." и "заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе". Пушкин был очень саркастичен на этот счет. Через урядника Пугачев вернул двух лошадей (одна была хромая), тулуп, денег полтину. Для будущего самодержца благородный жест оказался не слишком широк. Видимо, полтина для государя были тоже деньги сурьезные. Что уж говорить про погребец за два пятьдесят.
     


Комментариев нет:

Отправить комментарий